Наклейки обожают и дети и взрослые. Они применяются повсеместно. Трудно поверить, что каких-то 80 лет назад люди использовали клей и бумагу только по отдельности. Имя человека, который создал и популяризировал наклейку во всем мире, — Стэнтон Эйвери (R. Stanton Avery). В начале 30-х годов ХХ века он придумал самоклеящуюся этикетку. Изначально он занимался созданием клея, но потом его осенила идея, как соединить бумагу, клей и отделяемую подложку, которая защищала бы клеевой слой. Компания Avery Adhesives, производившая самоклеящиеся этикетки, была основана в 1935 г. в Лос-Анджелесе. Сегодня это предприятие называется Avery Dennison и входит в 500 крупнейших компаний мира.
По итогам конкурса на самый большой объем закупок самоклеящихся материалов Avery мы стали одним из победителей и в подарок получили поездку на завод Avery в Германии.
По словам организаторов, это был редкий случай, когда клиентов пригласили на завод: обычно делегации отправляют в центральный европейский офис в городе Лейден, Нидерланды.
Первого ноября мы прилетели в Дюссельдорф, и англоговорящий таксист отвез нас в гостиницу InterCity в городе Вупперталь. Отель находится в трех минутах от станции Wuppertal Hauptbahnhof, откуда было очень удобно добираться во все нужные нам места, включая Кёльн и Дюссельдорф. Сам завод расположен в городе Швельм, куда мы и направились следующим утром.
Мы пообщались с представителями завода, которые рассказали нам о материалах, изготавливаемых на предприятии. Оказалось, что помимо самоклейки здесь делают много разной пленки для автодизайна.
Мое внимание привлекли эти мягкие пластиковые карманы на стене переговорной. По-моему, очень удобная штука. Странно, что «Комус» их не продает. В Москве я подобных так и не нашел.
После встречи нас пригласили посмотреть на одну из линий по превращению бумаги в самоклеящуюся этикетку. Как вы знаете, все гениальное просто: изобретение Стэнтона Эйвери заключалось в том, что он придумал крепить бумажную этикетку с клеевым слоем к подложке с особым силиконовым покрытием, от которой этикетку было легко отделить, чтобы приклеить на нужную поверхность.
Это начало линии. Здесь заряжают вот такие роли бумаги.
Далее на один «ручей» бумаги наносят слой силикона. Эта бумага превратится в подложку, а слой силикона нужен для того, чтобы проклеенная бумага могла легко отделяться от подложки.
Силикон охлаждают до нужной температуры, прогоняя бумагу через эти ледяные барабаны.
На второй «ручей» бумаги наносят клей, и он впоследствии соединится с подложкой.
Материал на лету подсушивают на верхнем уровне, в печи, которая работает на газу.
А на нижнем уровне на подложку наносят просечки, чтобы потом ее было проще отделять от самоклеящегося слоя.
На выходе получаем готовый рулон самоклеящейся этикеточной бумаги.
Далее рулон подается на линию резки и упаковки.
Здесь его нарезают на листы нужного формата и упаковывают в пачки.
В огромном цеху несколько линий нарезки.
На этой — «умные» ножи позволяют прорезать подложку в разных направлениях.
Завод произвел впечатление. Удивительно то, что он работает с восьмидесятых, а дисциплина здесь такая, как если бы завод открылся на прошлой неделе. Неизменное качество продукции также вызывает восхищение.
Вечером того же дня мы поехали в местный пивной ресторан в городе Вупперталь на легком метро, которое возвели примерно сто лет назад над рекой Вуппер.
Колеса вагончика крепятся к его крыше, причем с одной стороны. Сооружение невероятных масштабов. Вот только качка в таком вагончике, как на корабле.
В вагоне метро с нами ехал здоровенный пес.
В ресторане попробовали традиционные немецкие блюда и фирменное пиво, которое варят тут же, в ресторане.
На следующий день съездили в Кёльн и Дюссельдорф, а утром улетели в Москву. Огромное спасибо организаторам поездки — Наталье и Ивану из компании «Александр Браун», Ирине из Avery Dennison, а также коллеге Алексею из «Печатного дома DSM» (г. Самара) — за отличную компанию!