Пророчества о скорой смерти печатной индустрии под напором digital-технологий в последнее время поутихли. Этот факт внушает оптимизм, но не останавливает нас в стремлении разобраться, что ждет полиграфию в ближайшем будущем и есть ли поводы для беспокойства.
С первого взгляда может показаться, что их достаточно. Растет стоимость бумаги: в 2019 некоторые виды обходятся печатникам на 10-15% дороже. Многие компании урезают расходы, и сфера BTL ощущает это в первую очередь. Наконец, доступность и дешевизна цифровой печати ведут к усилению конкуренции, побуждая типографии снижать цены.
Таков верхний пласт проблем — но под ним колышется целое море возможностей. Протоплазма, из которой на наших глазах зарождается новое качество индустрии, по-прежнему опирающейся на печатные технологии, но не ограниченной ими.
Эта индустрия занимается способами передачи информации в материальном и осязаемом виде — в противовес способам электронным. Она производит не полиграфическую продукцию, а новый опыт и ощущения.
Вот что происходит: бумажные носители возвращают нас в реальный мир, в то время как экраны телефонов уводят из него. Книга с грубой обложкой или глянцевый каталог вызывают комплексный отклик — мы чувствуем, как и из чего они сделаны, и по-разному относимся к содержанию. А информация на экране нейтральна и демократична: ни один сайт не передаст ощущение роскоши от прикосновения к хорошей бумаге.
Живым людям не обойтись без живых ощущений — как и без личных связей. И печатная продукция здесь лучший посредник, ведь у неё так много выразительных средств.
Вряд ли нас ждут радикальные изменения человеческой натуры, так что дизайнерская полиграфия ещё долго будет идеальным передатчиком сложного контента и комплексного смысла.
Это понимают даже такие гиганты цифры, как Google или YouTube — потому и поздравления своим клиентам они отправляют не электронной, а обычной почтой.