Напечатать упаковку визиток или пару плакатов на свадьбу подруги? Нелегко бывает решить, кому доверить реализацию столь амбициозных проектов. Что уж говорить о тех, кто вынужден регулярно заказывать большие объемы печатной продукции, от листовок и буклетов до каталогов и фирменной упаковки.
Существуют ли лайфхаки, чтобы быстро и грамотно сделать выбор?
Никакого секрета здесь нет
Сразу откроем главный секрет: если вы не профессионал печатного дела, не посвятили много лет типографским технологиям и не изучили предмет досконально, у вас практически нет шансов выйти из этого квеста без потерь. Слишком много нюансов.
Как мы обычно поступаем, когда на нас сваливается необходимость обеспечить печатными материалами, допустим, среднего размера конференцию? Идём в гугл, набираем в поиске «печать приглашений типография Москва», затем «печать каталогов», затем «изготовление пресс-волла»; читаем отзывы; или обзваниваем коллег и знакомых с вопросом: «где лучше напечатать то-то и то-то? а где это?».
Один на один с проблемой
В результате всех этих действий мы остаемся со списком из десятка типографий: в одной нам обещают быстро и недорого изготовить пресс-кит, в другой — таблички и указатели, в третьей — что-то еще. Возникает сразу несколько вопросов. Как проследить, чтобы в каждой из типографий всё делалось строго по брендбуку, качественно и без искажений цвета? Как увязать между собой графики печати, чтобы все материалы были готовы одновременно к назначенному сроку? Как организовать доставку из нескольких разных мест?
Но и это еще не всё.
Не пытайтесь повторить этот трюк
Как всегда, дьявол кроется в деталях. Непрофессионал ни за что не догадается, что тиражи в 500 и в 10000 совершенно идентичных наклеек различаются между собой не только количеством, но и тем, на каком оборудовании их выгоднее печатать. Конечно, и 10000 наклеек можно изготовить там же, где 500. Вот только заплатить в этом случае придется в два раза больше.
Другой пример. Иногда разумнее взять бумагу попроще и вложиться в послепечатную обработку изделия, чем сразу печатать на крутой дизайнерской бумаге со спецэффектами. Денег уйдет ощутимо меньше, а результат будет такой же. И так во всём.
Конечно, путем долгих проб и ошибок мы придем к какому-то результату. Потратив на это множество сил и времени, и ничего не сэкономив.
А можно ли иначе? Можно. Для этого нужно разобраться —
Как работает типографская индустрия
Прежде всего стоит понять, что универсалов на этом рынке нет. Все коммерческие типографии специализируются на чем-то своем. Одни — на длинных многостраничных тиражах (книги, журналы), другие — на оперативной печати небольших партий канцелярских изделий (визитки, флаеры). Наконец, есть организации, занятые преимущественно широкоформатной печатью (плакаты, баннеры) или вывесками. Соответственно, и оборудование у каждой типографии свое, специализированное. Где-то — промышленные офсетные станки, где-то — ролевое оборудование для флексо-печати, где-то — компактная цифра или широкоформатные плоттеры.
Но почему же тогда мы встречаем достаточно много типографий, готовых изготовить «все виды печатной продукции», предложить «полный спектр услуг» и исполнить любой каприз клиента?
Связи решают всё
Всё просто: связи. Такие типографии работают как агрегаторы — получив ваш заказ, дробят его на части и распределяют по субподрядчикам, а у себя на месте производят только то, для чего располагают оборудованием и технологиями.
Одновременно, берут на себя контроль за процессом и графиками производства, а также всю логистику, снимая с заказчика груз забот и ответственности.
Безусловно, для заказчика это удобно, но закрадывается мысль — а нет ли тут подвоха?
Разумное распределение ресурсов
Никакого подвоха. Так называемый агрегатор продает вам свою экспертизу, помноженную на возможности.
Ведь в любом производстве отличный результат — это всегда сочетание трех составляющих: скорости, материалов и машин. Типографский агрегатор берется обеспечить наиболее выгодную для клиента комбинацию этих составляющих. Например, отдаст заказ определенному субподрядчику и выиграет в оперативности, а возможную потерю в качестве полностью компенсирует за счет подбора правильной бумаги или красок.
Не все агрегаторы одинаково полезны
Получается, нет никакой разницы, в какую компанию-агрегатор обращаться? Ведь всё равно ваш заказ по длинной цепочке попадет к тем, кто специализируется на конкретной продукции.
А вот и нет.
Выбирать агрегатора нужно еще тщательнее, чем отдельных подрядчиков. Есть несколько пунктов, на которые обязательно обращать внимание.
Во-первых, собственное производство. Наличие у агрегатора своих мощностей, разнообразного и качественного оборудования говорит о том, что он востребован на рынке. К нему, как к субподрядчику, обращаются другие типографии. Значит, у него больше возможностей ответного перераспределения заказов. Помимо оперативности, это означает еще и значительные скидки за объем. При размещении заказа через такую компанию вы заплатите меньше в пересчете на экземпляр.
Во-вторых, история компании. Длительное присутствие на рынке — свидетельство опыта, стабильности, признания. А значит, такая компания умеет находить выход из любой ситуации и, опять же, может похвастаться разветвленными связями с субподрядчиками.
Наконец, портфолио. Большая галерея выполненных заказов, от простейших до уникальных, даст вам практически полное представление о спектре возможностей, качестве и профессионализме. Требуйте портфолио и рассматривайте его внимательно.
Но и это еще не всё.
Cherche la femme
Нашли надежного агрегатора? Теперь ищите «своего» менеджера.
У того, кто давно и прочно в теме, развязаны руки — опытные менеджеры в курсе всех свободных мощностей и оперативно разместят заказ. Они съели собаку на типографских материалах и точно знают, что вам нужно, и где это взять. Наконец, благодаря опыту и связям в индустрии, они подберут под вашу задачу оптимальное оборудование.
Итог: вы получите лучшие цены и сроки, а за качество менеджер ответит головой собственной репутацией.
Маленький совет: опытные менеджеры в этой индустрии на вес золота, поэтому если уж нашли «своего», держитесь за него изо всех сил.
Короче, Склифосовский
Подведем итог.
При заказе печатных материалов не пытайтесь всё делать самостоятельно — потеряете деньги и время.
Чем искать несколько разных подрядчиков, лучше вложить силы в выбор агрегатора.
Оценивая агрегатора, обращайте внимание на историю компании, наличие собственного парка оборудования и портфолио.
Постарайтесь завести персонального менеджера.
Наконец, ориентируйтесь на отзывы и не забывайте про сарафанное радио.